Глава сельского поселения Красный Профинтерн
График приема граждан
28 ноября 1838 - 4 марта 1923 Александр Опекушин русский художник, скульптор-монументалист
Александр Михайлович Опекушин родился в деревне Свечкино (Ярославская губерния) (16) 28 ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором.
Отпущенный на волю еще мальчиком, Александр работал в подмастерьях у скульптора Йенсена в Петербурге, затем вплоть до 1864 года занимался под его же началом в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869 году.
Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М.О. Микешина он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде (1859-1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862-1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова) по собственным эскизам.
В 1870-е годы уже в полной мере – причем именно в монументальном искусстве – развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре - памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.
Также среди его работ – памятники: Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).
В последний период Александр Михайлович Опекушин отошел от активной деятельности и уединился в своем имении в селе Рыбница (Ярославская губерния), где и умер 4 марта 1923 года.
По материалам портала КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Знаменитые Земляки
Красный Профинтерн (Гузицыно) — родина Никиты Понизовкина
Основание населенного пункта связывают с открытием здесь в 1862 году ярославским купцом Никитой Понизовкиным крупного крахмалопаточного завода. Завод описан в стихотворении Н. А. Некрасова «Горе старого Наума»:
Науму паточный завод
И дворик постоялый
Дают порядочный доход.
Наум — неглупый малый…
До 1945 года поселок носил название Гузицино.
Основатель местного крахмалопаточного завода, Никита Понизовкин долго числился простым крестьянином. Загадочна его судьба. Пришел он, по местному преданию, неизвестно откуда с одной сумой. Разбогател, стал владельцем многочисленных паточных заводиков по округе, перерабатывавших местный картофель на крахмал.
Свой первый паточный заводик Никита Понизовкин завел в деревне Дурково, там же в 1848 году основал еще и химическое производство. В середине 1880‑х Никита владел уже 14 паточными заводами в Бору и окрестных деревнях. На всемирной выставке в Париже 1889 года продукция заводов получила серебряную медаль. После исчезновения основателя дела жена и сыновья открыли торговый дом «Никиты Понизовкина сыновья». Уже под этим на- званием начал работать открывшийся в 1868 году химический завод, ставший в начале 1880‑х паточно-химическим. К тому времени были построены паточный корпус, столярная и слесарная мастерские, здание паровых котлов, заводская труба в 17 сажен. В 1910–1912 гг. по заказу внука основателя производства Никиты Андреевича Понизовкина талантливым губернским архитектором Н. Ю. Лермонтовым на берегу Волги был выстроен настоящий дворец в стиле эклектики с элементами модерна. Внутреннее убранство соответствовало внешнему великолепию: колонны, парадная лестница, наборный паркет, расписные потолки, зимний сад.
Рядом — так называемый второй особняк. Полуподвальный этаж - из портианского цемента, стены из кирпича, облицованного плиткой на романском цементе. Через два года от начала строительства дом был готов, отделан внутри лепниной и живописью.
Особенно нарядным был потолок в гостиной: покрыт холстом и расписан арабесками. В центре с пятью окнами по фасаду - столовая, слева в круглой башне - детская. Правая угловая башня с тремя колоннами - увеселительная. На северо-западном фасаде - танцевальный зал, на противоположной стороне - двухцветный танцевальный зал и зимний сад.
Лестница холла была отделана бронзовыми балясинами, покрыта красным ковром и уставлена кипарисами. В зимнем саду росли апельсиновые деревья и пальмы.
В настоящее время в комплексе зданий ведутся большие реставрационные работы.